НУЖЕН СОВЕТ ЮРИСТА?

ЗАКАЖИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ В BITLEX

Заказать консультацию

Для получения отсрочки от военной службы был установлен уход (как указано в справке из Управления труда и социальной защиты населения г. Ровно) за родственником, которому исполнилось 80 лет. В местном военкомате пояснили, что уход не является основанием для предоставления отсрочки (согласно действующему законодательству), а соответствующее право может быть предоставлено только при установлении опеки через суд. Какая принципиальная разница между понятиями и как можно выйти из ситуации?

Сервисом Bitlex было рассмотрено Ваше обращение и сообщается следующее.

В соответствии со статьей 65 Конституции Украины защита Отечества, независимости и территориальной целостности Украины, уважение ее государственных символов являются обязанностью граждан Украины.

Граждане несут военную службу в соответствии с законом.

Согласно статье 15 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» на срочную военную службу призываются пригодные для этого по состоянию здоровья граждане Украины мужского пола, которым ко дню отправления в военные части исполнилось 18 лет, и старшие лица, не достигшие 27-летнего возраста и не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва на срочную военную службу (далее – граждане призывного возраста).

Призыв граждан Украины на срочную военную службу включает прохождение ими призывной комиссии и отправки их в воинские части.

Организация подготовки и проведения призыва граждан Украины на срочную военную службу осуществляется городскими (районными) государственными администрациями (исполнительными органами городских советов) во взаимодействии с городскими (районными) военными комиссариатами.

Порядок организации подготовки и проведения призыва граждан Украины на срочную военную службу определяется настоящим Законом и нормативно-правовыми актами Кабинета Министров Украины.

Согласно статье 17 ЗУ «О воинской обязанности и военной службе» отсрочка от призыва на срочную военную службу по семейным обстоятельствам по их желанию предоставляется призывникам, которые имеют:

1) нетрудоспособных отца и мать или одинокого нетрудоспособного отца (одинокую нетрудоспособную мать) или нетрудоспособных лиц, под опекой или на иждивении которых находился призывник, или лиц, над которыми призывник осуществляет опеку или попечительство, если они не имеют других трудоспособных лиц - граждан Украины, обязанных в соответствии с законодательством их содержать. Нетрудоспособность указанных лиц определяется в порядке, установленном законодательством;

2) несовершеннолетних родных (полнородных или неполнородных) братьев и сестер или нетрудоспособных родных (полнородных или неполнородных) братьев и сестер независимо от их возраста, если они не имеют других трудоспособных лиц, кроме призывника, обязанных в соответствии с законодательством их содержать;

3) одинокого отца или одинокую мать, у которых на иждивении находятся двое или более несовершеннолетних детей, до достижения старшим из них совершеннолетия при условии официального трудоустройства призывника;

4) ребенка в возрасте до трех лет или ребенка старше трех лет, который воспитывается без матери в связи с ее смертью или по решению суда;

5) двух и более детей;

6) ребенка-инвалида;

7) жену-инвалида;

8) беременную жену.

Отсрочка от призыва на срочную военную службу по семейным обстоятельствам по собственному желанию может предоставляться призывнику, который является лицом из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

В случае если призыву на срочную военную службу подлежат несколько сыновей одновременно, отсрочка может предоставляться одному из них по их желанию с учетом предложения родителей на время прохождения срочной военной службы братьями, до увольнения в запас одного из них.

Районная (городская) призывная комиссия может принять решение о предоставлении призывнику отсрочки от призыва на срочную военную службу по семейным обстоятельствам, несмотря на нежелание призывника ею воспользоваться, исходя при этом из того, что его призыв может существенно ухудшить материальное положение лиц, которые в соответствии с законодательством он должен содержать.

Отсрочка от призыва на срочную военную службу по состоянию здоровья на срок до одного года предоставляется призывникам, которые признаны во время медицинского осмотра временно негодными к военной службе.

Отсрочка от призыва на срочную военную службу для получения образования на весь период обучения предоставляется гражданам призывного возраста, которые учатся:

- в общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведениях с дневной формой обучения. В случае достижения такими призывниками 21-летнего возраста отсрочка теряет силу;

- в высших учебных заведениях с дневной формой обучения, в том числе во время получения следующего высшего образовательно-квалификационного уровня высшего образования;

- в средних или высших духовных учебных заведениях с дневной формой обучения;

- в интернатуре, аспирантуре или докторантуре с отрывом или без отрыва от производства.

Право на отсрочку от призыва на срочную военную службу для получения образования также имеют граждане Украины, которые в рамках международных договоров Украины учатся в учебных заведениях других государств.

Отсрочка от призыва на срочную военную службу для получения образования предоставляется один раз за период обучения, и граждане призывного возраста, отчисленные из учебных заведений по собственному желанию, за невыполнение учебного плана, нарушение условий контракта или недисциплинированность теряют право на отсрочку от призыва на срочную военную службу независимо от их повторного зачисления в то или иное высшее учебное заведение или восстановление в высшем учебном заведении.

В случае перевода призывников, обучающихся в высших учебных заведениях с дневной формой обучения, для обучения в другое высшее учебное заведение с указанной формой обучения право на отсрочку от призыва на срочную военную службу не теряется.

Отсрочка от призыва на срочную военную службу для продолжения профессиональной деятельности предоставляется таким гражданам призывного возраста:

- педагогическим работникам с полным высшим образованием, основным местом работы которых являются общеобразовательные учебные заведения, при условии полной нагрузки на занимаемой должности – на весь период их работы по специальности;

- медицинским работникам, при условии полной нагрузки на занимаемой должности – на весь период их работы по специальности в сельской местности;

- священнослужителям, которые закончили высшие или средние духовные учебные заведения и занимают должность в религиозных организациях, действующих по уставу (положению), зарегистрированным в установленном порядке, - на время исполнения обязанностей священнослужителя;

- сельским, поселковым, городским головам – на срок выполнения ими этих полномочий;

- лицам, которые имеют научную степень кандидата (доктора) наук и работающим на должностях по специальности в соответствии с группой специальностей отрасли науки, по которой присуждена научная степень, - на весь период их работы по этой специальности;

- резервистам – на весь период службы в военном резерве;

- полицейским – на весь период их службы.

Отсрочка от призыва на срочную военную службу предоставляется призывникам, которым сообщено о подозрении в совершении уголовного преступления или в отношении которых уголовное дело рассматривается судом, - до принятия соответствующего решения.

В случаях, не предусмотренных настоящим Законом, отсрочка от призыва на срочную военную службу может быть предоставлена ​​призывникам согласно решению призывной комиссии Автономной Республики Крым, областных и Киевской городской призывных комиссий по представлению районных (городских) призывных комиссий.

Призывники, которым предоставлена ​​отсрочка от призыва на срочную военную службу, обязаны ежегодно до 1 октября подавать в районные (городские) военные комиссариаты документы, подтверждающие их право на отсрочку.

Призывники, которые потеряли основания для предоставления отсрочки от призыва на срочную военную службу, а также лица, не имеющие права на отсрочку или оснований для освобождения от призыва на срочную военную службу и не призваны по разным причинам на срочную военную службу в установленные сроки, должны быть призваны во время осуществления очередного призыва.

От призыва на срочную военную службу в мирное время освобождаются граждане Украины:

- признанные по состоянию здоровья негодными к военной службе в мирное время;

- которые ко дню отправления на срочную военную службу достигли 27-летнего возраста;

- выполнивших обязанности службы в военном резерве в течение сроков первого и второго контрактов;

- отец или мать, родной (полнородные, неполнородные) брат или сестра которых погибли, умерли или стали инвалидами во время прохождения военной службы или сборов военнообязанных. призывники, имеющие право на освобождение от призыва на этом основании, могут его использовать;

- которые до приобретения гражданства Украины прошли военную службу в других государствах;

- которые были осуждены за совершение преступления к лишению свободы, ограничению свободы, в том числе с освобождением от отбывания наказания;

- которым после окончания высших учебных заведений присвоены военные (специальные) звания офицерского (начальственного) состава.

Установление опеки или попечительства над недееспособным или ограниченно дееспособным физическим лицом.

Опека и попечительство устанавливаются с целью обеспечения личных неимущественных и имущественных прав и интересов малолетних, несовершеннолетних лиц, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности.

В военном комиссариате Вам совершенно верно заметили, что отсрочка от призыва может предоставляться в случае опеки или попечительства над недееспособным или ограниченно дееспособным лицом. Опеку или попечительство может быть установлено​​только в судебном порядке, это довольно сложная процедура, которая определена Гражданским процессуальным кодексом Украины (далее – ГПК).

Разница между просто уходом за физическим лицом и опекой и попечительством состоит в разном законодательно определенном статусе, поскольку опекун и попечитель имеют определенный перечень прав и обязанностей, которых нет у лица, осуществляющего просто уход за лицом преклонного возраста. Если просто уход может осуществлять любое лицо, то опека и попечительство — это статус, определенный законом, а статус опекуна или попечителя лицо приобретает по определенной процедуре в порядке с привлечением органа опеки и попечительства.

Для получения отсрочки от призыва по вышеуказанному основанием Вам нужно стать опекуном или попечителем недееспособного или ограниченно дееспособного лица, для этого нужно обратиться в суд с заявлением о признании лица недееспособным или ограниченно дееспособным и установлении опеки или попечительства, при этом нужно привлечь орган опеки и попечительства.

Так, согласно статье 60 Гражданского кодекса Украины (далее – ГК) суд устанавливает опеку над физическим лицом в случае признания его недееспособным и назначает опекуна по представлению органа опеки и попечительства.

Суд устанавливает опеку над физическим лицом в случае ограничения его гражданской дееспособности и назначает опекуна по представлению органа опеки и попечительства.

Опека или попечительство устанавливаются по месту жительства физического лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, или по месту жительства опекуна или попечителя.

Опекуном или попечителем может быть только физическое лицо с полной гражданской дееспособностью.

Физическое лицо может быть назначено опекуном или попечителем только по его письменному заявлению.

Опекун или попечитель назначаются преимущественно из лиц, которые находятся в семейных, родственных отношениях с подопечным, с учетом личных отношений между ними, возможности лица исполнять обязанности опекуна или попечителя.

Физическому лицу может быть назначен один или несколько опекунов или попечителей.

Установление опеки и попечительства является очень важным вопросом, поэтому законодательством четко указываются органы, к компетенции которых относится установление опеки и попечительства. Судебная процедура установления опеки и попечительства над соответствующими категориями лиц вполне оправдана, поскольку именно суд принимает решение о признании совершеннолетнего лица недееспособным или ограниченно дееспособным. Согласно части первой статьи 60 ГК суд назначает опекуна физическому лицу в случае признания его недееспособным в одном производстве. Часть вторая статьи 60 ГК предусматривает так же императивную норму, согласно которой установление опеки отнесено исключительно к компетенции суда. Решая вопрос о назначении совершеннолетнему лицу опеки или попечительства суд не действует самостоятельно. Орган опеки и попечительства обязан подать в суд выводы о необходимости установления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних лиц, а также подать заключение по кандидатурам опекунов и попечителей.

Сама процедура установления опеки и попечительства урегулирована ГПК, для установления опеки или попечительства суд должен признать лицо недееспособным или ограниченно дееспособным и установить в соответствии с законом опекуна или попечителя.

Так, в соответствии со статьями 236-241 ГПК заявление об ограничении гражданской дееспособности физического лица, в том числе несовершеннолетнего лица, или признание физического лица недееспособным подается в суд по месту жительства этого лица, а если оно находится на лечении в наркологическом или психиатрическом заведении, - по местонахождению этого заведения.

Заявление об ограничении гражданской дееспособности физического лица может быть подано членами его семьи, органом опеки и попечительства, наркологическим или психиатрическим заведением.

Заявление о признании физического лица недееспособным может быть подано членами его семьи, близкими родственниками, независимо от их совместного проживания, органом опеки и попечительства, психиатрическим заведением.

В заявлении об ограничении гражданской дееспособности физического лица должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о психическом расстройстве, существенно влияющем на его способность осознавать значение своих действий и (или) руководить ими, или обстоятельства, подтверждающие действия, в результате которых физическое лицо, которое злоупотребляет спиртными напитками, наркотическими средствами, токсичными веществами, азартными играми и т. п., поставило себя или свою семью, а также других лиц, которых оно по закону обязано содержать, в тяжелое материальное положение.

В заявлении о признании физического лица недееспособным должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о хроническом, устойчивом психическом расстройстве, вследствие чего лицо не способно осознавать значение своих действий и (или) руководить ими.

Суд при наличии достаточных данных о психическом расстройстве здоровья физического лица назначает для установления его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу.

В исключительных случаях, когда лицо, в отношении которого открыто производство по делу об ограничении его в гражданской дееспособности или признания его недееспособным, явно уклоняется от прохождения экспертизы, суд в судебном заседании с участием врача-психиатра может вынести определение о принудительном направлении физического лица на судебно-психиатрическую экспертизу.

Дела об ограничении гражданской дееспособности физического лица или признании физического лица недееспособным суд рассматривает с участием заявителя и представителя органа опеки и попечительства. Вопрос о вызове физического лица, в отношении которого рассматривается дело о признании его недееспособным, решается в каждом случае судом с учетом состояния его здоровья.

Судебные расходы, связанные с осуществлением дела о признании физического лица недееспособным или ограничения гражданской дееспособности физического лица, относятся на счет государства.

Суд, установив, что заявитель действовал недобросовестно без достаточного для этого основания, взимает с заявителя все судебные издержки.

Суд, принимая решение об ограничении гражданской дееспособности физического лица или признании физического лица недееспособным, устанавливает над ним соответственно попечительство или опеку и по представлению органа опеки и попечительства назначает ему попечителя или опекуна.

Решение суда после вступления его в законную силу направляется судом органа опеки и попечительства, органам ведения Государственного реестра избирателей по месту жительства физического лица.

Вывод

Как Вы видите, для получения статуса опекуна или попечителя Вам нужно будет в судебном порядке доказать, а суду установить, что лицо имеет психическое расстройство, которое существенно влияет на его способность осознавать значение своих действий и (или) руководить ими, или обстоятельства, подтверждающие действия, в результате которых физическое лицо, которое злоупотребляет спиртными напитками, наркотическими средствами, токсичными веществами, азартными играми и т. п., поставило себя или свою семью, а также других лиц, которых оно по закону обязано содержать, в тяжелое материальное положение (для установления попечительства) или доказать, что лицо имеет хроническое, устойчивое психическое расстройство, вследствие чего не способно осознавать значение своих действий и (или) руководить ими (для установления опеки).

При этом для получения отсрочки, если суд признает такое лицо недееспособным или ограниченно дееспособным и по представлению органа опеки и попечительства Вас будет назначено опекуном или попечителем, Вы должны быть единственным лицом, которое осуществляет опеку или попечительство, иначе Вам отсрочку не предоставят.

Все эти действия довольно сложные, привлекаются эксперты, орган опеки и попечительства, каждый дает свои заключения, суд рассматривает каждое обстоятельство и объективно рассматривает дело. Просто для получения отсрочки от призыва нецелесообразно совершать указанные действия.

Конечно, если указанное Вами лицо пожилого возраста действительно требует опеки или попечительства, Вы можете обратиться в суд и официально стать его опекуном или попечителем.

Как вариант, для получения отсрочки от призыва Вы можете обратить внимание на возможность ее получения в связи с обучением (очная форма) или в связи с профессиональной деятельностью. Также Вы можете проанализировать положение статьи 17 ЗУ «О воинской обязанности и военной службе» и определить, какие основания могут Вам пригодиться.

Возможно, Вам будут интересны следующие консультации: