НУЖЕН СОВЕТ ЮРИСТА?
ЗАКАЖИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ В BITLEX
Заказать консультацию

Топ-10 правовых событий недели для бизнеса

coff10_001_433x433(2).jpg

1. Изменились процедуры регистрации и лицензирования банков

НБУ определил перечень документов, представляемых юрилицами, которые намерены осуществлять банковскую деятельность, или банком, в котором назначен либо избран руководитель, для подтверждения проведения проверки соответствия руководителей банка квалификационным требованиям, а также порядок согласования на должности руководителей банка. Кроме того, установлено, что изменение наименования банка (акционерного общества) в связи с изменением типа АО не является основанием для переоформления банковской лицензии. В таком случае банк имеет право продолжать осуществление банковской деятельности на основании банковской лицензии, выданной ему ранее. Соответствующие изменения в Положение о порядке регистрации и лицензирования банков, открытия обособленных подразделений внесены постановлением от 26 марта 2018 года № 27. Также банкам продлили переход на МСФО 9. НБУ не будет применять к банкам мер воздействия до 30 июня 2018 года за нарушение требований по представлению статотчетности, если такие нарушения связаны с переклассификацией в соответствии с МСФО 9.

2. Кабмин гармонизировал государственные строительные нормы со стандартами ЕС

Кабмин принял решения, направленные на гармонизацию государственных строительных норм со стандартами Европейского Союза и оптимизацию процедуры и сроков их обработки. Ожидается, что изменения позволят применять гармонизированные еврокоды при проектировании всех объектов строительства, устранить технические барьеры с ЕС в торговле, в частности относительно строительных изделий. Также сокращена процедура согласования ГСН ЦОИВ на 15 рабочих дней. Кроме того, упразднена обязательность проверки ГСН сторонними базовыми организациями (сокращение на 15 дней общего срока разработки).

3. НКРЭКУ утвердила Кодекс коммерческого учета электроэнергии

Основные положения по организации коммерческого учета электроэнергии на рынке урегулированы Кодексом коммерческого учета электрической энергии. Кодекс утвержден постановлением НКРЭКУ от 14 марта 2018 года № 311. Документ определяет принципы организации коммерческого учета электроэнергии, процессы и процедуры для обеспечения формирования данных об объеме произведенной, переданной, распределенной, потребленной, импортированной и экспортированной электроэнергии с целью использования таких данных на рынке; права и обязанности сторон по организации коммерческого учета электрической энергии и пр. В течение 24 месяцев со дня вступления Кодекса в силу администратор коммерческого учета должен: провести и предоставить регулятору экономический анализ всех долговременных прибылей и расходов для участников рынка от внедрения автоматизированных систем учета; разработать набор функциональных требований к интеллектуальным счетчикам и автоматизированным системам учета, а также руководство по надлежащей производственной практике по использованию интеллектуальных счетчиков; установить экономически обоснованный и рентабельный метод внедрения автоматизированных систем учета и сроки, в течение которых этот автоматизированный учет может быть внедрен в Украине.

4. Меняются правила функционирования фондовых бирж

Если инициатором аукциона является член фондовой биржи, у которого по ценным бумагам заключен договор с ФГВФЛ, односторонний аукцион по продаже таких ценных бумаг производится без включения этих ценных бумаг в биржевой список. Для ценных бумаг, находящихся в листинге, и/или ценных бумаг, используемых для расчета биржевого фондового индекса (кроме государственных облигаций Украины), фондовая биржа устанавливает предельные значения изменения цены, сложившейся на основании адресных заявок, в сторону увеличения или уменьшения не более чем на 20 % от последней цены закрытия торгового дня ценной бумаги. Также фондовая биржа сможет вносить ценные бумаги эмитента во второй уровень листинга без прохождения листинговых процедур в случае, если ценная бумага материнской компании эмитента или самого эмитента находится в основном листинге фондовой биржи, которая входит в Перечень иностранных фондовых бирж. Фондовая биржа сможет также устанавливать дополнительные требования для внесения и пребывания ценных бумаг в биржевом реестре, в частности о необходимости соблюдения эмитентом принципов корпоративного управления, международных стандартов составления финансовой отчетности и наличие договора с маркет-мейкером о поддержании ликвидности ценных бумаг. Соответствующие изменения в Положение о функционировании фондовых бирж внесены решением НКЦБФР от 16 февраля 2018 года № 92.

5. Определена процедура обнародования эмитентами уведомления о публичном предложении ценных бумаг

Уведомление о публичном предложении ценных бумаг обнародуется путем размещения на сайте: www.stockmarket.gov.ua, на своем сайте и представления в НКЦБФР. Соответствующий Порядок обнародования уведомления эмитентами ценных бумаг о том, что они считаются осуществлявшими публичное предложение ценных бумаг, утвержден решением НКЦБФР от 13 февраля 2018 года № 75. Также эмитентам предложен новый онлайн-сервис. Национальный депозитарий запустил электронный сервис по формированию реестра собственников ценных бумаг. Сервис доступен онлайн в режиме 24/7. Все, что требуется, - зарегистрироваться в электронном кабинете, используя электронную подпись и печать.

6. Районные налоговые инспекции станут центрами обслуживания налогоплательщиков

Начался первый этап структурной реорганизации ГФС. Теперь налоговые инспекции в районах, городах (кроме Киева), районах в городах, объединенные государственные налоговые инспекции утрачивают статус юридических лиц и присоединяются к главным управлениям ГФС в регионах. Следующим шагом должно стать создание единого юридического лица в налоговом направлении ГФС. Таким образом Правительство планирует завершить процесс перехода полномочий по аудиту и работе с долгом на областной уровень и наделения районных налоговых инспекций функциями центров по обслуживанию налогоплательщиков. Такие нововведения Кабмин утвердил 28 марта постановлением «О реформировании некоторых территориальных органов Государственной фискальной службы».

7. Сокращена продолжительность операционного дня ЕРНН

Операционный день Единого реестра налоговых накладных продолжается в рабочие дни с 8 до 20 часов. Техническое обслуживание и регламентные работы, требующие остановки Реестра, не проводятся в течение операционного дня, кроме аварийных случаев. Если 15 число или последний день месяца приходится на выходной, праздничный или нерабочий день, такой день считается операционным днем. Кроме того, урегулированы некоторые вопросы приостановления регистрации налоговых накладных / расчетов корректировки (НН/РК). В частности, установлено, что в случае приостановления регистрации НН и/или РК формируется квитанция. Такая квитанция одновременно направляется поставщику (продавцу) и получателю (покупателю) - налогоплательщику. На момент принятия решения о регистрации или отказе в регистрации НН и/или РК проводятся проверки. По результатам таких проверок формируется квитанция о регистрации или отказе в регистрации, которая направляется налогоплательщику вместе с соответствующим решением. Соответствующие изменения в Порядок ведения Единого реестра налоговых накладных внесены постановлением Кабмина от 21 февраля 2018 года № 204.

8. Отключать аналоговое вещание начнут с 1 июля 2018 года

Правительство приняло решение о поэтапном отключении аналогового телевизионного вещания с 1 июля 2018 года (ранее планировалось начать отключение с 30 марта 2018). Соответствующее постановление «О внесении изменения в раздел I Плана использования радиочастотного ресурса Украины» от 28 марта 2018 года № 218 принято на заседании Кабмина. Таким образом, продлен срок использования радиотехнологии «Аналоговое телевещание» с целью недопущения нарушения прав граждан на свободный доступ к информации. Кроме того, Нацтелерадио предлагает отключать аналоговый сигнал в три этапа, до мая 2019 года.

9. Проверки на предмет соблюдения прав на сорта растений будут проводиться реже

Кабмин обновил критерии оценки степени риска от осуществления хозяйственной деятельности в сфере охраны прав на сорта растений и определения периодичности плановых проверок соблюдения прав на сорта растений. Субъектов хозяйствования с высокой степенью риска (осуществляющих деятельность, связанную с использованием и распространением сорта растения и его семян, имущественные права интеллектуальной собственности которого удостоверены патентом; осуществляющих экспертизу заявки на сорт растений; осуществляющих ввоз в Украину посадочного материала (семян) незарегистрированных в Украине сортов растений) ждут плановые мероприятия госнадзора не чаще одного раза в 2 года. Субъектам хозяйствования со средней степенью риска (работодателей (заказчиков) - владельцев имущественных прав и осуществляющих выплату вознаграждения автору (авторам) сортов растений) плановые проверки предстоят не чаще одного раза в 3 года. Для субъектов хозяйствования с незначительной степенью риска плановые мероприятия госнадзора предусмотрены не чаще одного раза в 5 лет. Соответствующие изменения определены постановлением Кабмина от 21 марта 2018 года № 200.

10. Исполнительное производство продолжают реформировать

Обнародован текст правительственного законопроекта № 8198 относительного принудительного исполнения судебных решений и решений других органов. Проектом изменяется порядок уплаты авансового взноса при предъявлении исполнительного документа к исполнению. Взыскателю больше не нужно будет вместе с заявлением об открытии исполнительного производства подавать документ, подтверждающий уплату авансового взноса. Доказательством уплаты послужит поступление средств на соответствующий счет органа ГИС, частного исполнителя. Кроме того, предложено уменьшить максимальный размер авансового взноса, привязав его к прожиточному минимуму (сейчас - не должен превышать 10 МЗП). Предъявляя исполнительный документ к исполнению взыскатель уплатит авансовый взнос в размере 2 % суммы, подлежащей взысканию, но не более двух размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц. А по решению неимущественного характера, решению о передаче предметов, указанных в исполнительном документе, и решению об обеспечении иска - в размере одного прожиточного минимума с должника-физлица и двух размеров прожиточного минимума с юрлица. Исполнительный сбор госисполнителям предложено взимать в размере 10 % суммы, подлежащей принудительному взысканию, возврату или стоимости имущества должника, подлежащего передаче взыскателю по исполнительному документу.