27 октября состоялся II Финансовый форум Ассоциации адвокатов Украины. Традиционно юристы и эксперты обсуждали инновации, законодательство и реалии работы адвокатов в меняющихся условиях.
«Игнорировать нельзя, внедрять» - так поставил запятую, говоря о блокчейне и биткоинах Михаил Чобанян, основатель KUNA Bitcoin Agency. Криптоэкономика, в отличие от традиционной регулируемой государством, является «плоской» с двумя константами: математика и время. На сегодняшний день рост капитализации криптовалюты составляет 1300 % и это обращает на себя внимание. В то же время, участники рынка не принимали участие в разработке законопроектов о криптовалюте. Новые перспективы в бизнесе открывает технология блокчейн, которая позволяет создать абсолютно прозрачную базу данных, ведь в ней ничего нельзя будет удалить или изменить, а только дополнить. М. Чобанян, вдохновляясь примером Швейцарии, считает, что в Украине появятся саморегулируемые организации, в которые войдут действующие участники рынка (майнеры в их числе).
Украина так или иначе интегрирована в мировую экономику, а это означает соблюдение международных стандартов финансового мониторинга. Эксперт Татьяна Дмитренко пояснила, что хотя рекомендации FATF относительно борьбы с терроризмом и отмыванием преступных доходов отражены в национальном законодательстве, пока нет реально работающей схемы борьбы. И хотя весь мир декларирует расходы, а в Украине отчитываются о доходах, при заходе в иностранную юрисдикцию следует быть готовым к проверке по применимым за рубежом стандартам. Пока эксперты пытаются сделать неинтересным вывод капиталов зарубеж, в Украине не хватает специалистов по финмониторнгу.
Современная система корпоративного управления бизнесом должна учитывать вопросы информационной и кибербезопасности, которые актуальны для всего мира. Александр Горинов, директор Департамента банковской безопасности ПАО «Кредобанк», напомнил, какие украинские «скелеты» выявила летняя кибератака. Например, проблематичность доказывании операций, проведенных через интернетбанкинг (в частности, открытие и продление депозитов). В эволюции технологий не были учтены механизмы контроля - нет общегосударственных баз, в которых дублировались бы операции. Хотя очевидно, что при переводе всех процессов в электронную форму должны быть защищены все стороны. При этом А. Горинов уверен, что иммунитет рано или поздно будет выработан.
Международным является и розыск активов, за который наконец-то принялось государство. Антон Янчук, глава Нацагентства по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений, уверил, что агентство может приступить к исполнению своих обязанностей и является функциональным (есть штат, место и бюджет, проведена авторизация в разных базах). Нацагентству доступны 56 юрисдикций, которые осуществляет трансграничный обмен информацией. Нацагентство было создано, так как правоохранительные органы нацелены не на розыск активов, а на расследование правонарушения. В связи с этим часто не применялись меры для сохранения ценности имущества, которое теряло в стоимости в процессе длительного расследования. В то же время, реестр преступных активов, содержащий информацию о всем арестованном имуществе в рамках уголовных нарушений, рассматривают не как инструмент розыска, а как инструмент открытых данных, отвечающий за прозрачность. Нацгенство уполномочено не только собирать, но и анализировать информацию, поэтому там заинтересованы в сотрудничестве с частным сектором. И надо сказать, что бизнес занимается трансграничным розыском активов. Об одном таком деле рассказал Николай Лихачев, руководитель практики М & А АО Spenser &Kauffmann. Эффективность поиска зависит от того, как быстро будут предприняты такие обязательные шаги: розыск и идентификация; заморозка активов; возвращение. Специалист по международному розыску должен обладать навыками бухгалтера, аудитора, юриста, следователя и криминалиста, так как его работа направлена на раскрытие мошенничества, а отчеты могут быть представлены в суд. По словам Н. Лихачева не стоит пренебрегать соцсетями, хотя сами мошенники ничего и не выкладывают, у них есть жены, дети, любовницы. Последние ничего не боятся - по фото из Инстаграма с геолокацией вычислили конкретное здание, которое через соответсвующий реестр привело по цепочке к реальному собственнику. Есть разные инструменты, помогающие выявить скрытое. Так, английский суд может приказом обязать трастовую декларацию о бенефициаре (сам бенефициар остается в неведении).
Необходимые деньги можно получить и не мошенническим путем. Михаил Гончарук, руководящий партнер ЮФ «Гончарук и партнеры» рассказал об опыте специализированных инвестиционных фондов и краудфандинге судебных процессов. На западе успешное функционирование фондов обеспечивает предсказуемость судебной системы. Там в судебные процессы инвестируют специализированные компании. И хотя возникает вопрос этичности такого финансирование (возможное подстрекательство к суду, конфиденциальность), с 2013 по 2016 год объем инвестиций увеличился в 4 раза. Это одновременно доказывает и потребность, и выгодность для инвесторов. В мире существует два направления: 1) институализированные инвестиционные фонды (инвестируют деньги акционеров); 2) краудфандинг (сбор «с миру по нитке»). М. Гончарук попытался создать подобную платформу в Украине, которая из-за затянувшейся реформы исполнительной системы пока не заработала. Во многих странах возможность внешнего финансирования судебных споров рассматривают в контексте права доступа к правосудию. В свою очередь, интерес «инвестора» состоит в получении части взысканной суммы. В Украине возвращение «инвестиции» можно обеспечить, например, договором ссуды.
Ну а пока свои судебные процессы каждый оплачивает сам, важной остается подготовка к иску, значительную часть которой занимает изучение судебной практики. Быстро обработать массив решений и найти нужную позицию можно в системе VERDICTUM, несколько подключений к которой компания ЛИГА:ЗАКОН разыграла среди участников форума.
Также читайте: