27 октября Ассоциация юристов Украины провела XI ежегодный форум по корпоративному праву. Юристы обсудили случившееся на рынке за год и сделали прогнозы на будущее, которые смогут проверить, собравшись уже в 2018.
В частности, говорили о новеллах корпоративного законодательства - первом опыте применения и законопроектной работе. К нормотворчеству привлечены юристы-практики, которые пристально следят за судьбой разработанных при их участии проектов. Регулятор - НКЦБФР - также предпринимает требующиеся шаги по имплементации законодательства в подзаконные акты. В то же время, сам законодатель не спешит с урегулированием. О работе над одной такой инициативой - законопроектом № 5592-д относительно упрощения ведения бизнеса и привлечения инвестиций эмитентами ценных бумаг (принят в первом чтении 20 июня), рассказал Максим Либанов, директор Департамента стратегии развития рынков капитала НКЦБФР. Законопроект перестраивает основы разделения акционерных обществ на частные и публичные, решая проблему «тяжелого наследия царского режима» - до сих пор существующих АО, которые нельзя отнести ни к тем, ни к тем. Предполагается разделение АО по критерию публичного размещения акций. Предусмотрено, что общество будет считаться частным, если не заявит об обратном. Дается 2 года на внесение изменений в устав. При этом снимается требование об указании типа общества в наименовании, что сэкономит массу времени. Также планируют отказаться от печатных публикаций для АО, отменить обязательность раскрытия информации в печатном виде. В целом доработанный законопроект состоит из более чем 200 страниц, так что изменений будет очень много.
Кроме реформы законодательства об акционерных обществах, участники уделили внимание механизму squeeze out, применению счета эскроу, регулированию debt-to-equity swap, реформе обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, защите миноритарных акционеров, деятельности отдельных подразделений (Закон № 1983, проекты № 2764, № 4666, № 6540).
Обновляется не только материальное право, о нововведениях процесса (законопроект № 6232 принят как Закон и передан на подпись Президенту) рассказала Анна Вронская, победительница конкурса на должность судьи Верховного Суда. Так как А. Вронская станет судьей Кассационного хозяйственного суда, она остановилась на основных изменений Хозяйственного процессуального кодекса, касающихся рассмотрения корпоративных споров. Она сразу оговорилась, что кодекс неидеальный, но его недостатки может урегулировать судебная практика. По новому процессу судья является арбитром, а не искателем истины, поэтому рассматривает спор на основании предоставленных доказательств: выиграет тот, кто лучше подготовился. А. Вронская советует уделять особое внимание доказательной части: истребование доказательств, назначение экспертизы возможно только по ходатайству стороны. Она обратила внимание и на допустимость показаний свидетелей в хозяйственном процессе, заключения эксперта по праву, электронные доказательства, ответственность сторон. Цели судопроизводства должен следовать не только суд, но и стороны. Duty to the court should prevents duty to the client - справедливое рассмотрение дела важнее, чем защита клиента или интересов компании. По мнению А. Вронской, логика нового процесса будет прогрессивно отличаться от действующего законодательства. Новые нормы вступят в силу с первого дня работы нового Верховного Суда. Суд создается на пленуме, с этого момента начинается ликвидация спецсудов, но некоторое время они будут существовать параллельно. Пока неизвестно, по старым или новым правилам ВС будет осуществлять пересмотр. В любом случае, стоит ориентироваться на действующие процессуальные сроки. Как пояснила Лариса Рогач, судья Высшего хозяйственного суда и победительница конкурса в Верховный Суд, этот вопрос урегулирован в переходных положениях. С момента создания ВС ВСУ и кассационные суды прекращают свою деятельность по осуществлению правосудия и начинают процесс передачи дел. Кассационные жалобы будет рассматривать либо большая палата, либо кассационные суды в зависимости от того, были ли расхождения с высказанными правовыми позициями.
«Zero tolerance to corruption. Эра сверхприбылей в судебной практике закончилась. Можете передать всем, ссылаясь на меня», - так охарактеризовала изменения будущая судья А. Вронская.
Также читайте: