НУЖЕН СОВЕТ ЮРИСТА?

ЗАКАЖИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ В BITLEX

Заказать консультацию

Я участник АТО, имею удостоверение участника боевых действий, служу по контракту в зоне АТО. Как участник боевых действий имею ли я право на 14 суток оплаченного отпуска? Командование говорит, что нет. На основании чего мне отказывают и правомерен ли такой отказ?

Сервисом Bitlex было рассмотрено Ваше обращение и сообщается следующее.

Вопрос неоднозначный, поскольку имеющиеся законодательные положения частично друг другу противоречат.

То есть, вы имеете право на льготу в виде отпуска, однако законодательство указывает, что в особый период такая льгота не применяется.

Пунктом 12 ч.1 ст.12 Закона Украины от 22.10.1993 №3551-ХII «О статусе ветеранов войны, гарантии их соц.защиты» предусмотрено предоставление участникам боевых действий (далее - УБД) дополнительного отпуска с сохранением заработной платы сроком 14 календарных дней в год.

Также статьей 16-2 Закона Украины «Об отпусках» предусмотрено право УБД, инвалидов войны, статус которых определен Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их соц.защиты», на получение дополнительного отпуска с сохранением заработной платы продолжительностью 14 календарных дней в год.

П. 8 ст. 10-1 Закона Украины «О соц.правовой защите военнослужащих и членов их семей» указывает, что военнослужащим, кроме тех, которые находятся на срочной военной службе, дополнительные отпуска в связи с обучением, творческие отпуска и социальные отпуска предоставляются в соответствии с ЗУ "Об отпусках". Другие дополнительные отпуска предоставляются им на основаниях и в порядке, определенных соответствующими законами Украины.

Итак, Вы имеете право на дополнительный отпуск продолжительностью 14 дней. Это льгота, предоставляемая Вам государством как участнику боевых действий.

Почему Вам отказывают в предоставлении отпуска?

Пункты 17, 18 ст. 10-1 Закона Украины «О соц. правовой защите военнослужащих и членов их семей» предусматривают, что в период, который определяется законодательством как особый, военнослужащие имеют право на получение отпусков, которые предусматриваются ч.ч. 1, 6, 12 ст. 10-1, а также частями 1, 6, 12 настоящей статьи, и отпусков в связи с обстоятельствами семейного характера, а также при наличии другого рода уважительных причин.

При этом, особый период определяется как длительный промежуток во времени, который начинается с момента объявления мобилизации, а завершается моментом введения военного положения или моментом принятия решения о демобилизации.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

По 100#% аналогичному делу суд решение еще не принимал. Однако подобные вопросы находятся на рассмотрении суда.

Обосновать Вашу позицию можно через применение положений об обязанности произвести выплату за неиспользование дополнительного отпуска участником боевых действий (ведь, если компенсация выплачивается, то и право идти в отпуск есть.

Абз. 3 ч. 14 ст. 10-1 Закона установлено, что в год увольнения со службы военнослужащих, кроме военнослужащих срочной военной службы, в случае неиспользования ими ежегодного основного или дополнительного отпуска, им выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные дни ежегодного основного отпуска, а также дни дополнительного отпуска.

В данном решении суда http://reyestr.court.gov.ua/Review/59585482 были удовлетворены требования истца (мобилизованного участника боевых действий) о предоставлении денежной компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск.

В рамках данного решения сформулировано положение о том, что такой отпуск является льготой, а потому не допускается ее ограничения http://reyestr.court.gov.ua/Review/55765913

А в данном решении http://reyestr.court.gov.ua/Review/57031727 предусмотрено следующее:

«Ссылка ответчика в возражениях против иска на то, что истец не имеет права на такие дополнительные отпуска, есть необоснованной, противоречит приведенным законодательным нормам и содержанию предусмотренных отпусков как льгот для определенной категории граждан и сужает права истца на льготы, установленные Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты».

Кроме того, коллегия судей учитывает судебную практику Европейского Суда по правам человека по делу Yvonne van Duyn v. Home Office (Case 41/74 van Duyn v. Home Office) по принципу юридической определенности, который означает, что заинтересованные лица должны иметь возможность полагаться на обязательства, взятые государством, даже если такие обязательства содержатся в законодательном акте, который в целом не имеет автоматически прямого действия. Такое действие указанного принципа связано с другим принципом ответственности, который заключается в том, что государство не может ссылаться на собственное нарушение обязательств (недофинансирование) для избежания ответственности. При этом, если государство или орган публичной власти одобрили определенную концепцию или приняли закон, то действия государства или его органов считаются противоправными, если они отступят от такой политики или поведения, в частности, касательно физических лиц без заблаговременного уведомления об изменениях в такой политике или поведении, поскольку одобрение такой политики или поведения дало основания для возникновения обоснованных ожиданий у физических лиц относительно соблюдения государством или органом публичной власти такой политики или поведения.

Вместе с тем, есть и другая судебная практика судов апелляционной инстанции.

В данном решении http://reyestr.court.gov.ua/Review/59675617 предусмотрена совсем другая позиция суда:

«Таким образом, при прохождении военной службы по мобилизации у истца отсутствовало право на использование дополнительного отпуска участника боевых действий (ст.16-1 Закона Украины« Об отпусках », п. 12 ч. 1 ст. 12 Закона Украины« О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты »), а также право на получение компенсации за все дни неиспользованного дополнительного отпуска.

Вместе с тем право истца, предусмотренное ст.16-1 Закона Украины «Об отпусках», п.12 ч.1 ст.12 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» на дополнительный отпуск никак не нарушено, поскольку он может ее использовать по своему основному месту работы».

Обосновано данный вывод следующими положениями:

Абз.3 п.14 ст.10-1 ЗУ «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» предусмотрено право военнослужащих при увольнении на получение компенсации за все неиспользованные дни ежегодного основного отпуска, а также дни дополнительного отпуска.

Вместе с тем, п. 14 ст. 10-1 ЗУ «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» не касается военнослужащих, проходящих службу по мобилизации. Вопрос отпусков указанной категории военнослужащих регулируются как раз п. 20 ст. 10-1, который не предусматривает ни права на дополнительный отпуск, ни права на компенсацию за все неиспользованные дни дополнительного отпуска.

На это, в частности, указывает то обстоятельство, что абзацом четвертым п.20 ст.10-1 ЗУ «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» предполагается, что на военнослужащих, указанных в этом пункте, распространяются гарантии, предусмотренные абз. 5 и 6 п. 14 настоящей статьи.

О распространении гарантий, предусмотренных абз. 3 п.14, на военнослужащих, указанных в этом пункте, речь не идет.

Кроме того, необходимо учитывать, что п.п. 17, 18 ст. 10-1 Закона Украины «О соц. правовой защите военнослужащих и членов их семей» для всех категорий военнослужащих установлены ограничения на получение отпусков во время особого периода».

Обратившись с информационным запросом в Министерство обороны Украины, юристы нашей компании получили ожидаемый ответ о прекращении предоставления других видов отпусков в период с момента объявления мобилизации до времени введения военного положения или до момента принятия решения о демобилизации.

Тем не менее, мы считаем, что Вы имеете право на реализацию своей льготы, ведь право граждан на реализацию предусмотренных законодательством льгот не может быть ограничено, ведь такие положения противоречат требованиям Конституции о запрете сужения существующих прав граждан.

К тому же, обязанность по оформлению и предоставлению установленных законодательством льгот и компенсаций участникам боевых действий/ бойцам АТО возложена на органы социальной защиты населения, военные комиссариаты, предприятия, учреждения и организации в соответствии с их компетенцией.

Возможно, Вам будут интересны следующие консультации: